Фрау ЛюБовь (frau_lu) wrote,
Фрау ЛюБовь
frau_lu

Category:

Обзывалки-прогонялки

Оригинал взят у summerapple в Обзывалки-прогонялки



Кажется, я обнаружила причину такого явления, как "травля" одних детей другими в детских садах и школах. И заключается она не только в детской жестокости и разных характерах. Причина банальна – воспитание и, самое главное, уверенность в том, что дети – это лишь дети, что их проблемы и переживания – это лишь детские пустяки.
А дело было так.

Моя дочь до недавнего времени сад видела лишь два раза в полгода. Два дня сада – и мы с очередной трудноизлечимой болячкой сидим дома. Таким образом, все садиковские проблемы обошли ее стороной. Все полученное ей воспитание и привитые ей ценности – дело рук нашей семьи. Без единого следа детского коллектива и влияния посторонних людей.
Именно поэтому я сейчас могу посмотреть на детский коллектив свежим взглядом. Посмотреть, проанализировать и понять. Ошибки и недоработки со стороны всегда виднее.


История первая

Попали в сад по-настоящему мы совсем недавно. В 4 года 9 месяцев, если быть точной. Поначалу все было вроде бы нормально. На третьей неделе ребенок робко поинтересовался:
- Мам, а почему Саша назвал меня монстром и все засмеялись? И моя подружка Алина смеялась. Я не понимаю…
Подробно расспросив, как было дело, и не виновата ли она сама, я попыталась объяснить:
- Кирочка, ну все дети разные. Бывают и такие, как этот Саша. А Алина, видимо, не особо тебе и подруга. Не общайся с ними и не подходи к ним. Играй с теми, кто не обзывается.
Про себя я подумала: почему воспитатель не сделал замечания? Не банального: «Обзываться нехорошо!», а именно воспитательного: «Саша, а почему ты сейчас назвал Киру монстром? Алина, что тебе увиделось смешного в этом поступке?»
Дети могли бы задуматься, понять причины своего поведения и сделать некие выводы – есть ли смысл так вести себя дальше. Они бы не поняли это сразу. Но если просить анализировать свои дурные поступки изо дня в день, да еще и так, чтобы ребенок сам понимал ненужность такого поведения, то он сам в итоге и придет к выводу, что поступает глупо и бессмысленно.
Никто не пытался и не пытается заставить детей думать. Они пока еще сами не понимают смысла обзывательств и своего поведения. Им смешным кажется слово, они его говорят, они смеются. В том и состоит задача воспитателя и любого другого взрослого человека, чтобы воспитать в них чувство ответственности, научить анализировать то, что они делают и для чего они это делают.
И откуда вообще в детях берется эта потребность обзываться? Почему у моего ребенка нет такой потребности? И даже когда я ей махаю рукой: «Ну и ты на них обзовись, делов-то», ребенок смотрит на меня изумленными глазами: «Зачем обзываться? Им будет неприятно. Они просто не понимают, что поступают нехорошо, я должна им это объяснить. А обзываться я не буду. Я не хочу. Они мои друзья».


История вторая

Та же самая Алина постоянно зовет Киру в игру, а как только дочь подходит, Алина громко кричит: «Третий лишний!» или вообще обзывается потрясающими словами типа: «Ты писька, иди отсюда».
Опять же вопрос. Почему воспитатель не подошел и не спросил: «А почему вы не берете Киру в игру?» Не банальное, опять же: «Возьмите ее! Нельзя Киру прогонять!» - ни в коем случае!!! Никого нельзя заставлять играть с кем-либо, все должно быть добровольно и по взаимной симпатии. Но как так – не выяснить причин, почему одного ребенка постоянно отвергают, причем довольно подлым образом?


Дети

«Ну они же дети! У них постоянно так – дружу-не дружу», - вот какой был мне ответ.
«Вы слишком серьезно ко всему относитесь».
Серьезно отношусь к чему? К воспитанию? К тому, что детям изначально позволяют вести себя подло? «Они же дети»! В этих детях уже формируется определенная модель поведения, и закладываются жизненные ценности. Они привыкают считать нормой то, что делают с самого детства изо дня в день. На то и воспитатель, чтобы помочь детям сориентироваться в окружающей действительности, научиться себя вести в обществе и нести ответственность за свои поступки.

«Ой, да ладно тебе! – сказала мне подруга. – Наши тоже постоянно в группу заходят и начинают: ты сегодня моя подружка, а ты сегодня мне не подружка. Ну мы посмеемся над ними и все – смешно же, детский лепет такой».
Какой детский лепет, ребят??? Ваши дети ведут себя как истерички, и вместо того, чтобы объяснить, что такое дружба, что за свои слова нужно отвечать, свои слова держать, вы смеетесь и считаете, что это детский лепет??? А объяснять нормы поведения когда начнете? Перед поступлением в институт? Перед свадьбой? Перед выходом на пенсию?? И будете страдать, что ребенок вас не понимает, не слушается, что хамит уже не только друзьям, но и вам?
Постепенно и с раннего возраста ценности прививать намного легче, чтобы они прочно вошли в сознание ребенка. Дальше будет сложнее. Намного сложнее.


Это всего лишь этапы развития

Вот оно откуда все идет! Мало кто относится к своим детям и воспитанию серьезно! Даже те, кому по долгу службы положено их воспитывать. Воспитатели в саду все воспринимают как некие детские этапы: ну у них сейчас период такой, разбиваться на группы, постоянно сначала принимать одного, то выгонять его же. А для чего тогда в саду педагоги? Кажется, именно для того, чтобы регулировать такие ситуации. Выяснять причины. Разбираться. Помогать детям найти себя. Воспитывать, в конце концов.
Но нет! Они дети и у них этапы! Что за этап такой, когда человек безосновательно решает, что ты мне сегодня не подружка и ты плохая писька?? Кто сказал, что должен быть такой этап? Как вообще ребенку в голову приходит такой вывод? Как он определяет, что сегодня этот человек плохой? Если он его ударил, что-то не дал, обидел – это причина. А просто, без оснований - это истеричность, невоспитанность и отсутствие осознания самого себя.
А потом в школу идут «звезды» и те, кому эти «звезды» привили комплексы. В школе травля продолжается. Те, кто посильнее характером, закаляются, а другие – через всю жизнь потом проносят последствия небрежного «Они же дети, ты слишком серьезно к этому относишься».
Нет в наших садах тех людей, которые помогли бы и объяснили.


ЛЮДИ!!!

Это не игрушки. И это не дети. Это ЛЮДИ!!! Такие же, как и мы с вами. Но у этих людей еще нет жизненного опыта, нет способности и склонности к анализу своих поступков. В этом-то мы и должны им помочь, подсказать! «Почему вы не берете ее в игру? Она вам чем-то не нравится? Чем? А зачем тогда вы ее зовете? Если она вам не нравится, не зовите ее к себе. А тебе бы понравилось, если бы тебя подозвали и выгнали? Давайте попробуем поиграть в эту ситуацию». Объяснить, показать, доказать.
Но кому это надо??? Кто будет заниматься таким разбором ситуации?
Я не могу представить, что моя дочь просто так возьмет и скажет, что она сегодня не будет играть с Алиной. Либо на это будет какая-то причина, либо я такого никогда не услышу. Мой ребенок воспринимает себя в этом мире адекватно - на детском уровне, но адекватно. Она маленький человек, а не неразумный младенец. Ей уже почти пять лет, а не два или три года. Она уже вполне способна проанализировать свои поступки и объяснить, зачем и что она делает. Почему же многие культивируют в своих пятилетках неосознанность и, по сути, неадекватность, которая потом и сопровождает их по жизни?

И вот результат такого попустительства мы и видим в школе. На дворе 21 век, когда воспитание ставится во главу угла, но наши сады и школы продолжают жить по старинке – зачем что-то объяснять, они же всего лишь дети. Дети, которые вырастают во взрослых, а мы потом жалуемся на неадекватных водителей на дорогах, которым вдруг ни с того ни с сего, захотелось вас подрезать. На злобных регистраторш в поликлиниках, которые тоже не могут объяснить, почему им вдруг захотелось вам нахамить. На теток в очередях, на врачей, на учителей, на тетю Маню из соседнего подъезда. А что жаловаться-то? Сами мы всех этих теть Мань и вырастили. Теть Мань, которые слушаются свою левую пятку, а не обращаются к голосу разума и не пытаются проанализировать, что и зачем они сейчас делают.
Subscribe

  • (no subject)

    я вспомнила почему я бросила ЖЖ, потому что нет обратной связи, а писать в никуда мне не интересно. а ещё потому что в периоды ЖЖ-запоя я пишу…

  • привет

    во времена инстаграма, фотографий и коротких текстов иногда хочется просто поговорить. Не о чём-то конкретном, а просто обо всём. О наших ожиданиях,…

  • ЖЖ умер, да здравствует ЖЖ

    скажите, а есть здесь те, кто это прочитает и у кого при этом нет инстаграма?

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

  • (no subject)

    я вспомнила почему я бросила ЖЖ, потому что нет обратной связи, а писать в никуда мне не интересно. а ещё потому что в периоды ЖЖ-запоя я пишу…

  • привет

    во времена инстаграма, фотографий и коротких текстов иногда хочется просто поговорить. Не о чём-то конкретном, а просто обо всём. О наших ожиданиях,…

  • ЖЖ умер, да здравствует ЖЖ

    скажите, а есть здесь те, кто это прочитает и у кого при этом нет инстаграма?